2024 – Год качества: работы по стандартизации в сфере автомобильных дорог

На эту тему 13 июня 2024 г. в г. Минске состоялся круглый стол, организованный Министерством транспорта и коммуникаций, государственным предприятием «БелдорНИИ», в котором приняли участие свыше 20 организаций, задействованных в развитии сферы автомобильных дорог.

Со стороны Госстандарта в нем приняли участие специалисты как центрального аппарата, так и национальных институтов по стандартизации и метрологии, а также Департамента контроля и надзора за строительством.

Заместитель председателя Госстандарта Александр Бурак раскрыл основные аспекты стандартизации в обеспечении качества продукции в автомобильной отрасли. Так, 400 стандартов (244 СТБ и 186 ГОСТ), действующих в настоящее время в сфере автомобильных дорог, недостаточно для развития отрасли. По показателям среднего возраста стандартов отмечаются положительные, сравнимые с международными и европейскими, тенденции – 11,5 лет для СТБ и 8,5 лет для ГОСТ. Гармонизация действующих государственных стандартов с международными и европейскими составляет 83 % для СТБ, но 8,6 % – для ГОСТ.

Александр Бурак акцентировал внимание, что необходимо активизировать сотрудничество в сфере стандартизации и, в первую очередь, обеспечить стимулирование разработки ГОСТ, в том числе и путем финансирования работ.

«Необходимо включать в разработку стандартов инновационные, инвестиционные фонды, дополнительно со своей стороны проводить работу на уровне Правительства, а также привлекать средства заинтересованных организаций, – предложил участникам круглого стола заместитель председателя Госстандарта. – Ведь требования, включаемые при разработке стандартов в технические регламенты ЕАЭС, становятся требованиями по обеспечению конкурентоспособности отечественной продукции».

На национальном уровне действует технический комитет по стандартизации Республики Беларусь ТК BY 37 «Безопасность дорожного движения и интеллектуальные транспортные системы», секретариат которого ведет «БелдорНИИ». Однако 13 членов, которые входят в его состав, недостаточно для развития отрасли.

ТК BY 37 необходимо активизировать взаимодействие с национальным техническим комитетом Российской Федерации ТК 278 «Безопасность дорожного движения» и МТК 418 «Дорожное хозяйство».

Нужно также учитывать, что на международном и европейском уровнях работают 16 технических комитетов, работа в которых также позволит создавать актуальные стандарты и быть в курсе современных тенденций.

В текущем году проведена работа над 9 проектами стандартов (разработаны 8 стандартов и 1 изменение), запланирована проверка научно-технического уровня 91 стандарта.

Важный вопрос – реализация требований технического регламента «Безопасность автомобильных дорог» (ТР ТС 014/2011) и использование стандартов к нему. Из 373 стандартов, включенных в перечень к данному ТР ТС, 119 национальных, а также некоторые стандарты, которые прекратили свое действие. Решением Совета Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) от 23 июня 2023 г. № 67 государствам – членам в течение пяти лет необходимо обеспечить разработку межгосударственных стандартов на основе национальных, включенных в перечни для выполнения технических регламентов ЕАЭС. Время – ограничено, а масштабная работа пока не организована.

«В Год качества мы хотим акцентировать внимание на стандартизации как основном инструменте инфраструктуры качества, который призван решать задачи по повышению технического уровня, обеспечению безопасности и качества продукции, услуг, – отметила начальник управления технического нормирования и стандартизации Госстандарта Оксана Гришкевич. – Не имея на предприятии научной базы, но используя те или иные требования, заложенные в современных стандартах, предприятия могут производить конкурентоспособную продукцию, решать вопросы, связанные с экономией ресурсов и эффективностью управления».

Как пример того, когда стандарты ориентированы на выпуск высокотехнологичной продукции в поддержку новых отраслей с перспективой развития кооперационных проектов, она привела программу разработки стандартов на беспилотные транспортные системы. Правительством поставлена задача создать полигон для испытаний беспилотных транспортных систем и рассматривается возможность уже этом году приступить к ее реализации. А созданная нормативная база позволит сделать это быстро, безопасно и качественно.

Также в рамках региональных интеграционных образований с 12 февраля 2024 г. вступил в силу Порядок проведения обязательной периодической оценки научно-технического уровня вступивших в силу технических регламентов ЕАЭС (далее – Порядок) и перечней стандартов к ним. Его реализация, по мнению Оксаны Гришкевич, позволит более оперативно проводить работы по разработке и обновлению стандартов и техрегламентов и реализовывать инновационные проекты.

«Важно не только количество тех документов, которые мы используем, важно их качество, актуальность норм и своевременное включение перспективных требований, чтобы видеть, как развиваться, куда двигаться дальше, какие задачи ставить на ближайшее будущее и на далекую перспективу, – заместитель директора по техническому нормированию, стандартизации и методологии оценки соответствия БелГИСС Ольга Ильянкова более подробно раскрыла тему развития технического нормирования и стандартизации в рамках интеграционных образований. – Этот вопрос обсуждается и на уровне ЕАЭС. Мы понимаем, что разработанные техрегламенты прошли апробацию в реальном секторе, и накопились вопросы, которые надо решать. Необходимо, чтобы техрегламент давал посыл двигаться вперед и ставил более высокие планки».

В этой связи и был разработан Порядок. В нем определены: цель проведения работ, актуальность заложенных в техрегламентах требований, обоснованность и установление перспективных требований, для некоторых регламентов – установление временных периодов внедрения новых требований, чтобы промышленность предвидела шаги, которые ей предстоит пройти, и планировала финансовые средства, поскольку любая модернизация – это затратный процесс.

Также установлено, что периодическая оценка будет проводиться в соответствии с планом, утверждаемым на уровне Совета ЕЭК на пять лет.

«В первую очередь это коснется техрегламентов, которые были разработаны более 10 лет назад; последнее изменение в которые вносилось более пяти лет назад; которые не находятся в стадии внесения изменений и по предложению бизнеса, – обратила внимание спикер. – Итог работы – изменения в техрегламенты, изменения в перечни и сформированная программа по разработке новых стандартов». Следует отметить, что в настоящее время проект плана оценки сверстан и в странах проходит его обсуждение. ТР ТС 014/2011 в него не вошел, а по нему и перечням взаимосвязанных стандартов есть вопросы. В этой связи Министерству транспорта и коммуникаций стоит обсудить с коллегами по ЕАЭС вопрос включения в план оценки данного техрегламента.

Также на круглом столе затронули важный вопрос внедрения нового оборудования для контроля качества выполняемых работ – есть случаи, когда средство измерений либо не могут зарегистрировать, либо этот процесс занимает длительное время.

Как отметил заместитель директора БелГИМ Юрий Козак, если метрологическая экспертиза проводится с целью подтверждения типа единичного экземпляра, это требует особого подхода. «Это практически научная работа: необходима документация и к моменту, когда надо проводить испытания, должно быть организовано рабочее место, приобретено необходимое оборудование, средства измерений, подготовлен персонал. Это та работа, которую мы должны делать с вами вместе. Если мы говорим о типах, которые применяются повсеместно, то здесь работа проводится быстро», – отметил заместитель директора БелГИМ.

Кроме того, он обратил внимание, что при формировании концепций развития государственной метрологической службы и национальных эталонов Республики Беларусь, проводится рассылка анкеты во все органы госуправления, в которой необходимо указать планы организации, чтобы, в свою очередь, планировать развитие национальной базы. Но не все субъекты хозяйствования относятся ответственно к ее заполнению, поэтому впоследствии возникают вопросы с длительностью проведения данной процедуры.

Участники круглого стола поддержали предложение первого заместителя министра транспорта и коммуникаций Валерия Веренича о разработке дорожной карты двухстороннего сотрудничества и периодическом проведении подобных встреч на различных площадках. Это позволит решать актуальные вопросы, связанные с качеством автомобильных дорог, в коммуникации со всеми заинтересованными специалистами и организациями.

Translate »